Методика Монтессори для детей: принципы обучения

mon

Методика Марии Монтессори, известного итальянского педагога первой половины ХХ века, долгое время не была известна в нашей стране. Советский Союз не принял работ педагога. Ее практика не использовалась для воспитания и обучения советских детей. В начале ХХI века начали активно открываться детские сады, работающие по системе Монтессори.

Личность Марии Монтессори

Мария Монтессори много времени уделяла коррекционной педагогике и даже одно время работала в школе для умственно отсталых детей. Она постоянно читала, писала научные труды, уделяла время самообразованию и боролась за права женщин.

Монтессори пыталась познать психологию развития ребенка опытным путем. В ее время родители мало знали о гармоничном воспитании подрастающего поколения. Взрослые лишь имели представление, каким малыш должен вырасти, каким стандартам общества он должен соответствовать. Мария уделяла огромное значение естественнонаучному подходу. Наблюдения за поведением воспитанников помогли ей написать методику, которую используют до сих пор во многих странах. Педагогическая система неоднократно подвергалась критике, но это не помешало ей стать одной из самых популярных в мире.

Школа Монтессори

Авторская методика предполагает развитие и воспитание без давления и принуждения. Это не значит, что в Монтессори-классе разрешено абсолютно все. Пособия поделены по возрастным группам. Воспитаннику предоставляется свободный выбор среди нескольких дидактических материалов. Монтессори признавала каждого ребенка уникальной личностью, которая хочет совершенствоваться, проявлять самостоятельность и трудиться над своим развитием. Родителям и воспитателям итальянский педагог отводила роль проводника – старшие могут наблюдать за действиями ребенка, слегка направляя и корректируя деятельность, но не давя авторитетом.

Методика предполагает индивидуальный подход к каждому, максимальную свободу и раскрытие потенциала. При таком подходе запрещено устраивать соревнования в группе, дети не сравниваются, ни один ученик не ставится в пример другим. Мария исключала оценивание, принуждение и наказание в процессе обучения. Процесс воспитания должен приносить положительные эмоции, только в таком случае гарантируется успешность учебного процесса. Ребенок самостоятельно выбирает материал для обучения. От родителей ожидается уважение и принятие выбора.

Приглашаем почитать: 

mon3

На занятиях чувственному восприятию отводится первостепенное значение. Дошкольники и школьники должны находиться в комфортной приятной обстановке. Воспитатель лишь предоставляет пособие и занимает нейтральную позицию наблюдателя.

Принцип системы: в центре находится ребенок, вокруг него окружающая среда, а наставник находится рядом, но в процесс не вмешивается, чтобы не мешать развитию самостоятельности. Воспитатель помогает только по просьбе воспитанника.

Зоны в классе

Монтессори-класс делится на зоны. Зонирование помогает усвоить конкретный навык, хотя порой на уроке происходит смешивание.

Зоны в классе:

  1. Сенсорное развитие.
  2. Математика.
  3. Языковая зона.
  4. Жизненная практика.
  5. Гимнастика.
  6. Космос.

Каждая зона помогает отработать определенные навыки и умения. Учитель предлагает ученику самому выбрать дидактическое пособие. На уроках используют натуральные материалы для обучения. Их изготавливают по стандартам с применением сложных технологий.

В зоне практической жизни ученик занимается с различными предметами – пуговицами, замками, шнурками, лентами. Методические материалы помогают малышу отработать навыки и умения, тренируют пальцы, развивают мелкую моторику.

В математической части класса много карточек с цифрами. Происходит ненавязчивое обучение счету.

В речевой зоне письменные символы запоминаются визуально и на слух. Пособия помогают подготовить детей к чтению.

Сенсорная зона предполагает наличие у педагога методических пособий, помогающих познать мир с помощью органов чувств. На практике сравнивается мягкое и жесткое, шероховатое и гладкое. Познаются предметы разных форм и объемов. На занятиях учатся различать цвета, вкусы и запахи.

Космическое воспитание – зона для старших детей. Изучается история, естествознание, окружающий мир. Ученик рассматривает карты, собирает пазлы, слушает аудиоуроки. Без труда запоминаются страны и континенты, культура и искусство разных народов.

В гимнастической зоне на специальном коврике выполняют упражнения на координацию, ловкость, равновесие. Эта часть класса необходима для физического развития.

Приглашаем почитать:  Ребенок часто болеет: причины, последствия и лечение

Виды уроков

mon2

Классы в школах делают смешанными. В них обучаются дети разных возрастов. Система формирует такие качества, как взаимовыручка, помощь младшему, подражание старшему. Переход в следующий класс определяется способностями и индивидуальными возможностями. Если воспитанник не готов к переходу на следующую ступень – его не будут торопить и подталкивать. Программа обучения расписана не на один учебный год, а на три.

Занятия могут быть:

  • Индивидуальные.
  • Групповые.
  • Общие.

На индивидуальном занятии обучение проходит самостоятельно. Педагог лишь демонстрирует привлекательные пособия, из которых ученик выбирает понравившийся материал. Помощь воспитателя не требуется, так как у пособия есть система проверки на ошибки.

На групповых уроках занимаются ученики, достигшие примерно одинаковых знаний. Остальные в этот момент обучаются самостоятельно.

На общих уроках занимается весь класс. В школах нет классно-урочной системы, в кабинетах вместо парт стоят мобильные столики и детские стульчики.

У системы множество последователей и критиков.

Противники указывают на сложность изготовления учебных пособий. Материалы делают по существующим сто лет канонам. Критики отмечают, что после школы Монтессори ученику сложнее адаптироваться в коллективе, непросто участвовать в ролевых играх.

Приверженцы методики отмечают гармоничное развитие личности в интеллектуальном и физическом плане. Обучение помогает развить самостоятельность, целеустремленность, ответственность.

 

Добавить комментарий